О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220

23.05.2016

проект  

О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренциина товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 
В целях реализации Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 41 (часть I), ст. 5629)приказываю:
1. Внести в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 года № 220 (зарегистрирован Минюстом России 2 августа 2010 года, регистрационный № 18026), с изменениями, внесенными приказом ФАС России от 3 февраля 2012 года № 65 (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2012 года, регистрационный № 23545), приказом ФАС России от 12 марта 2013 года № 143/13 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2013 года, регистрационный № 28571), приказом ФАС России от 30 января 2015 года № 33/15 (зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2015 года, регистрационный № 36267) и приказом ФАС России от 23 ноября 2015 года № 1132/15 (зарегистрирован Минюстом России 7 декабря 2015 года, регистрационный № 39985), изменения согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.  
Руководитель                                                                             И.Ю. Артемьев


Приложение
к приказу ФАС России
от ___________2015 № ____ 


Изменения, которые вносятся в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220  


1.      В подпункте «в» пункта 1.1 Порядка знак «;» заменить знаком «.».
2.      Пункт 1.3 Порядка изложить в следующей редакции:
«1.3. Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а)      определение временного интервала исследования товарного рынка;
б)      определение продуктовых границ товарного рынка;
в)      определение географических границ товарного рынка;
г)       определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
д)      расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
е)       определение уровня концентрации товарного рынка;
ж)      определение барьеров входа на товарный рынок;
з)       установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), за исключением случая, предусмотренного в пункте 12.5 настоящего Порядка;
и)      оценка состояния конкуренции на товарном рынке;
к)      составление аналитического отчета.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:
а)      определение временного интервала исследования товарного рынка;
б)      определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 34, ст. 3426; 2001, № 33 (ч. I), ст. 3429; 2002, № 1 (ч. I), ст. 2; 2003, № 2, ст. 168; № 13, ст. 1181; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 1, ст. 10; № 19, ст. 2063; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5557; 2008, № 52 (ч. I), ст. 6236; 2011, № 29, ст. 4281; № 30 (ч. I), ст. 4590; № 30 (ч. I), ст. 4596; № 50, ст. 7343; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4321; № 53 (ч. I), ст. 7616; 2015, № 41 (часть I), ст. 5629);
в)      определение географических границ товарного рынка.
По делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.3 настоящего Порядка.
По делам, возбужденным по признакам нарушения части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.4 настоящего Порядка.
По делам, возбужденным по признакам нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением случаев, когда координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.5 настоящего Порядка.
По делам, возбужденным по признакам нарушения статей 141 – 148 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.6 настоящего Порядка.
По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.7 настоящего Порядка.
По делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.8 настоящего Порядка.
По делам, возбужденным по признакам нарушения части 5 (если координация приводит к согласованному поведению на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 настоящего Порядка.
По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.10 настоящего Порядка.
По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 171 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.11 настоящего Порядка.
По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.11 настоящего Порядка.».
3.      Пункт 1.4 Порядка исключить.
4.      Абзац 1 пункта 10.4 Порядка после слов «на товарном рынке» дополнить словами «товара, являющегося предметом «вертикального» соглашения»,».
5.      Порядок дополнить пунктами 10.6 – 10.11 следующего содержания:
«10.6.         По делам, возбужденным по признакам нарушения статей 141 – 148 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а)      определение временного интервала исследования товарного рынка;
б)      определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе, в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;
в)      определение географических границ товарного рынка;
г)       определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.
10.7. По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а)      определение временного интервала исследования товарного рынка;
б)      определение продуктовых границ товарного рынка;
в)      определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:
–       границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;
–       границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);
–       границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;
г)       оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действия (бездействия).
10.8. По делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:
а)      определение временного интервала исследования товарного рынка;
б)      определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета торгов;
в)      определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между участниками соглашения, что подтверждается участием хозяйствующих субъектов в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо соответствием хозяйствующих субъектов – участников соглашения требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.
10.9. По делам, возбужденным по признакам нарушения части 5 (если координация приводит к согласованному поведению на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:
а)      определение временного интервала исследования товарного рынка;
б)      определение продуктовых границ товарного рынка исходя из предмета торгов.
10.10.         По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а)      определение временного интервала исследования товарного рынка;
б)      определение продуктовых границ товарного рынка;
в)      определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:
–       предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;
–       границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;
–       границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты – участники рассматриваемого соглашения;
–       границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние;
г)       оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие заключения соглашения или совершения согласованных действий.
10.11.         По делам, возбужденным по признакам нарушения статей 171, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а)      определение временного интервала исследования товарного рынка;
б)      определение продуктовых границ товарного рынка, которое:
по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 171 Закона о защите конкуренции, производится исходя из предмета договора, заключаемого в отношении государственного и муниципального имущества;
по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции, производится исходя из предмета договора на оказание соответствующих финансовых услуг;
в)      определение географических границ товарного рынка, которое:
по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 171 Закона о защите конкуренции, производится исходя из предмета договора, заключаемого в отношении государственного и муниципального имущества;
по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции, производится исходя из предмета договора на оказание соответствующих финансовых услуг.».
6.      В подпункте «и» пункта 11.2 Порядка слова «конкурентной среды» заменить словом «конкуренции».
7.      Пункт 11.3 Порядка изложить в следующей редакции:
«В случае если в соответствии с пунктами 1.3, 10.3 – 10.11 настоящего Порядка отдельные этапы анализа состояния конкуренции на товарном рынке не проводились, по итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов (краткий отчет (обзор) об исследовании товарного рынка).».